«С малой Родины моей начинается Россия»

, , Комментировать

«С малой Родины моей начинается Россия»

(познавательная беседа о своем, родном

селе Панкрушиха о Панкрушихинском районе.)

Составитель: Н.И. Тостокорова, Гл. библиотекарь Детской библиотеки         

«С малой Родины моей начинается Россия»

Познавательная беседа о своем, родном

селе  Панкрушиха о Панкрушихинском районе.

(На сцену выходит ведущая)

Ведущая 1:

Ребята, как называется наша страна?

Дети:

Россия.

Ведущая 2:

Правильно. А какая она, наша Россия?

Дети (по очереди): 

Большая, красивая, огромная, богатая, сильная.

Ведущая 1:

Среди просторов нашей Родины, есть край, где находится твой родной дом, твоя родная земля. Как называется наш край в котором мы с вами живем?

Дети:

Алтайский.

Ведущая 2:

А как называется наше село?

Дети:

Панкрушиха.

Ведущая 1:

Дети, посмотрите на карту алтайского края. А вот наш Панкрушихинский район. Посмотрите, наше село на карте отмечено одной  маленькой точкой.

Ребята, какими словами, вы можете описать наше село (ответы детей). Почему наше село называют красивым?

Дети:

В Панкрушихе много деревьев, клумб с цветами, чистые улицы.

Ведущая 2:

Назовите улицы нашего села,  которые вы знаете (ответы детей).

Как, называются улицы на которых вы живете (или на которой расположены библиотека, школа). Расскажите об этих улицах. Почему они так названы, почему они красивые?

(Дети составляют рассказ)

Ведущая 1:

Ребята, мы уже с вами знаем, что у каждого города, края нашей страны есть свой флаг и герб. Как вы думаете есть ли они у нашего села, края.

Дети:

У нашего села – нет своего герба и флага, есть у нашего края.

Ведущая 2:

Верно, (показывает герб Алтайского края). Герб Алтайского края, представляет собой щит французской геральдической формы с выступающим в середине нижней части щита, острием, нижние углы щита закруглены.  Щит разделен горизонтальной полосой на две равные части, в верхней половине щита на лазоревом фоне, изображена дымящаяся доменная печь XVIII  века,  как отражение исторического прошлого Алтайского края. В нижней части щита на красном (червленом) фоне помещено изображение  «Колыванской царицы ваз» (яшма с преобладанием зеленого цвета), хранящаяся  в государственном Эрмитаже.

Щит обрамлен венком из золотых колосьев пшеницы, олицетворяющих сельское хозяйство, как  ведущую отрасль экономики Алтайского края. Венок перевит лазоревой лентой.

Флаг Алтайского края представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с полосой синего цвета у древка (мачты), во всю ширину флага и  стилизованным изображением на этой полосе колоса желтого цвета, как символа сельского хозяйства – ведущей отрасли экономики Алтайского края. В центре флага воспроизведено изображение герба Алтайского края.

Ведущая 1:

Как, вы думаете ребята, что  означают цвета на гербе и флаге?

Дети:

Синий цвет — это цвет чистого неба, чести, славы. Красный цвет – это цвет достоинства, храбрости и мужества.  Желтый цвет – это цвет богатства и достатка. Зеленый цвет – это цвет прочности и величия.

Ведущая 2:

А какое же главное богатство нашего района?

Дети:

Лес.

Ведущая 1:

Правильно.  Тихо сосны стоят – великаны,

А вокруг много красок, чудес.

Оживая, стоит лучезарный ,

Детским смехом разбуженный лес.

А скажите ребята, какие деревья растут в наших лесах?

Дети:

Сосна, береза, осина, черемуха, желтая акация.

Ведущая 2:

Чем богат наш лес?

Дети:

Грибами, ягодами, здесь много птиц и зверей.

Ведущая 1:

Есть в нашем бору государственный природный заказник краевого значения, он был организован 21 сентября 1973 года решением крайисполкома. Заказник создан для сохранения мест естественного обитания животных и растений лесного и водно-болотного комплексов, сохранения и воспроизводства растений и животных.

Назовите грибы которые растут в наших лесах.

Дети:

Белый гриб, лисички, опята, сыроежки, маслята, подосиновики, рыжики и т. Д.

Ведущая 2:

Много грибов  вы вспомнили. А как их можно назвать одним словом?

Дети:

Съедобные.

Ведущая 1:

А еще какие грибы есть?

Дети:

Несъедобные .

Ведущая 2

Назовите их.

Дети:

Мухомор, бледная поганка.

Ведущая 1:

А какие ягоды растут в нашем лесу?

Дети:

Малина, земляника, клубника, черника, брусника, клюква.

Ведущая 2:

Где еще может расти брусника и клюква?

Дети:

На болоте.

Ведущая 1:

Верно. Ребята, а вы знаете, как в народе называют клюкву?

Дети:

Журавлиной ягодой.

Ведущая 2:

Почему?

Дети:

Журавли отправляясь осенью в полет питаются этой ягодой. Она богата витаминами и поэтому дает птицам силы для полета.

Ведущая 1:

Каких птиц нашего края вы еще можете назвать?

(дети перечисляют и показывают картинки с изображением птиц – тетерев, куропатка, косачи, глухари, рябчики, гуси, утки)

Какие животные живут в нашем лесу. Ответить на этот вопрос вам помогут мои загадки о диких животных.

Есть у нас такой обычай-

Ходим стаей за добычей

Прячемся у темной елки

Кто мы – лисы или волки?

(Волки)

Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней,

Пышный хвост — ее краса,

Это хитрая . . .

(Лиса)

Это что за шалунишка

Рвет с еловой ветки шишку,

Семена в ней прогрызает,

Шелуху на снег бросает?

(Белка)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год,

Шуба серая — для лета,

Для зимы – другого цвета!

(Заяц)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец!

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Ветки носят, глину роют,

На реке платину строят,

У платины там и тут,

В круглых домиках живут.

(Бобры)

Наш район богат и реками, озерами, болотами. На территории Панкрушихинского района их протекает несколько, а уж сколько ручьев! Не сосчитать. Какие реки вы можете назвать?

Дети:

Паньшиха, Бурла, Аксениха, Курья.

Ведущая 2:

Реки Бурла и Паньшиха протекают в Панкрушихе,  Аксениха в селе Зятьково. На территории нашего района есть озера их около 30-ти. Катешное, Лешаковы озера, Лебяжье, Комарьево, Русаки, Епишкино. Кроме озер в районе есть пруды и водоемы. Чем богаты наши реки , озера и пруды?

Дети:

Рыбой.

Ведущая 1:

Какая рыба водится в наших водоемах?

Дети:

Щука, карась, окунь, чебак.

Ведущая 2:

Ребята, на занятии мы с вами упомянули о болотах. На них растет брусника и клюква. А чем еще богаты наши болота?

Дети:

Торф используется, как удобрение, а мох необходим при строительстве изб.

Ведущая 1:

Ребята, давайте подумаем, чего  же еще  много в нашем крае?

Дети:

Лугов и полей.

Ведущая 2:

Что растет на лугах, на полях?

Здесь природы родимой дыханье,

Колосится хлебами поля.

И под звонкое птиц щебетанье

Вековые цветут тополя . . .

Н. Наградова

«Ты, Русь моя»

История нашей малой Родины уходит в старину. Панрушиха была основана в 1759 году. На слиянии двух речек Паньшихи и Бурлы- переселенцы из Малышевской слободы основали деревню Панкрушихинскую. Первыми поселенцами были Вавило Карманов с женой Прасковьей Мельниковой, Федор Матвеевич Бородулин с Ириной Егоровной Туневой, Гурьян Туманов, Федор Толмачев, Тимофей Елисеев и др. В округе было несколько деревень. Какие деревни вы знаете?

Дети:

Конево (основано в 1764 году), Высокая Грива (основана в 1765 году), Подойниково (основано в 1770 году), Романово (основано в 1771 году), Береговое (основано в 1779 году), Велижанка (основано в 1781 году), Зыково (основано в 1781 году),  Зятьково (основано в 1856 году), Кривое (основано в 1874 году).

Ведущая 1:

Панкрушиха издавна славилась своей мельницей. Имелся в селе Маслозавод. В березовой роще за селом было несколько  ям, где гнали деготь. Административным органом была волость. В помещении волости была школа, где обучалось от 20 до 40 мальчиков. Образование в объеме 4-х классов получали единицы, остальные бросали школу после одного или двух лет обучения. Совершенно отсутствовали медицинские работники. Медицинская «помощь» оказывалась знахарями. Торговля товарами первой необходимости была сосредоточена в руках мелких купцов и зажиточных крестьян. В районе было несколько лавок и магазинов где продавали соль, спички, мыло, ситец, платки и другое. Главным занятием жителей района было  сельское хозяйство. Раньше в Панкрушихе был большой рынок на который со всей округи приезжали люди- кто продавать, кто купить. В деревнях были развиты промыслы. А торговали на рынке и скотиной, и птицей и домашней утварью. Товару разного хватало. Торг шел на славу. Торговали и баранками и пряниками, овощами и цветами. Делали телеги и шорный товар. Продавали деревянную посуду и глиняную- был в с. Подойниково мастер-гончар Селиванов Федор Иванович.  Во многих деревнях валяли валенки, ткали покрывала и полотенца. Готовили в деревнях подковы, бараньи тулупы, домотканые холсты, половики. Женщины вязали и вышивали. И все это вывозилось на рынок чтобы продать или поменять на другой товар.

Ведущая 2:

Глядя на карту нашего района мы нередко задумываемся: почему так называется село, кто его основал, кто дал ему имя? В первую очередь обращает на себя внимание значительное число поселений, названия которых возникли в связи с природными условиями местности (рельефа, почв, растительности, вод и т.д.).

Первые поселенцы деревни Высокая Грива (основанная в 1765 году) выбрали удачное место у бора. Возвышенность между озерами без названий, хорошо защищала ее от посторонних людей. Это узкое место и дало название деревне.

Поселок Березовка окружен березовыми рощами, Лебедиха названа так, потому что рядом с поселком есть озеро, где водились эти красивые птицы. Кривое (основано в 1874 году), описывая населенные пункты Томской губернии (Алтай раньше входил в Томскую губернию), начала ХХ века, исследователи сообщают: «Деревня при озере Кривом». И поселок Заречный – находится за рекой. Села Конево, Подойниково, Береговое, Зыково, Зятьково,  произошли от фамилий их основателей.

Панкрушиха- по одной из легенд о названии села – наше село основал пан Крушинский.

Польские переселенцы или «Сибирские поляки» это потомки тех русских крестьян, которые еще в первой четверти XVII века и в последующие годы бежали от феодальной эксплуатации и религиозных преследований на территории Польши. Петр I  неоднократно приказывал: «По границам на заставах беглецов кои из России бегут в Польшу, словить и расспрашивать и бив кнутом, отсылать в те провинции, отколь бежали!».Часть беглецов возвращалась добровольно, но большинство было насильно выведено военными командирами. Большая группа беглых была отправлена в Сибирь. Возможно, среди них и был пан Крушинский, который и основал нашу Панкрушиху в 1759 году. Но это всего лишь легенда.

Ведущая 1:

Ребята, может, быть вы знаете какие-нибудь легенды о происхождении названий деревень нашего района.

Ведущая 2:

Если мы посмотрим на названия, то увидим, что в некоторых случаях названия сел и поселков дошли до нас, не в их первозданном виде, а в измененном: Зятьково(Аксениха), Подойниково (Овечкино), Романово (Лешачьи озера), Велижанка (Пестери), Кривое (кривое озеро), Зыково (Ледянка), Почему это произошло? Вероятно, заменены были названия не потому, что они стали плохи, а потому, что возникла потребность дать другое название в связи с приездом в село более деятельного, уважаемого человека. Были конечно и другие причины.

Ведущая 1:

Ребята, а вы любите места, где родились и живете?

Дети:

Любим.

Ведущая 2:

Давайте прочитаем стихи о нашем родном красивом крае.

Я в облике края всегда,  узнаю

Навеки родную Отчизну свою.

Алтай, в беспримерно богатой натуре-

Как родина наша в миниатюре.

П. Кучияк

А у нас на Алтае кислица,

Ох и кислая! Просто беда.

Тропка, тропка. Следы от копытца,

А в следах голубая вода.

Нет посудины — скину рубаху,

Насбираю кислицы в нее.

И с ладош темноглазую птаху

Покормлю и спрошу про житье.

Л. Мерзликин

Поглажу ствол березки белой,

В траву прилягу — благодать.

Ах, что ни думай, что ни делай

А силу в душе не удержать.

 

Мне эти слезы очищенье.

Они теплы, они тихи.

И я готов просить прощенье

За не свершенные грехи. . .

В. Башунов

Завари листом смородины

Чай

И утренней душой

Сам поймешь: без малой

Родины

Нет понятия – большой.

Г. Панов

На исходе зимы,

На восходе зари

Как ликуют они

На снегу, снегири!

И запел, зазвенел,

Заручьился внутри

Первозданный восторг-

Снегири, снегири!

Г. Панов

 

Ответить