Открытие мини-уголка «Русская изба» — «Моя родина — Панкрушиха»

, , Комментировать

МОЯ РОДИНА- ПАНКРУШИХА

Праздничная программа.

Составила:

гл. библиотекарь

детской библиотеки

Толстокорова Н.И.

с. Панкрушиха, 2013г.

  «Село моё родное,

Алтайское село.

С «Россеи» наши предки

Приехали давно».

1 ВЕДУЩИЙ:

  За уральским каменным поясом, за могучими сибирскими реками и обширными равнинами лежит Алтайский край. Алтайский край расположен почти в центре России на юго-востоке Западной Сибири.

  « Алтай- родина всего человечества. Он колыбель мира, он колокол земли, и потому имя его так благозвучно, как мощный колокольный звон: « Алтай».

( Г. Д. Гребенщиков).

2 ВЕДУЩИЙ:

  Панкрушихинский район расположен в северо-восточной части Алтайского края.

  Климат района резко континентальный, характеризуется морозной зимой и тёплым летом при слабом увлажнении. Зимние месяцы отличаются сильным морозом, а февраль — ещё и буранами.

1 ВЕДУЩИЙ:

  Хорош наш край, наша Панкрушиха, чудесна её природа: уж если зима- так зима добротная, со всеми её прелестями. Уж лето — так лето! Ничего нет вполовину, всё, всё даётся человеку полной мерой.

2 ВЕДУЩИЙ:

  За Урал в Сибирь русские люди – новгородские ушукуйники, купцы ходили ради богатой пушнины в 12- 13 веках. Но только в начале 16 века, после победоносного похода Ермака в 1581 году, россиянам удалось открыть сюда дорогу, и в Сибирь устремились ратные люди для расширения владений русского царя. Освоение Алтая пошло быстрее после того, как для защиты от воинственных кочевников – джунгар были сооружены Белоярская (1717) и Бикатунская (1718) крепости.

 Заселение Панкрушихи и территории района было выходцами из Западных губерний России.

1ВЕДУЩИЙ:

  Первые переселенцы на нынешней территории Панкрушихинского района были крепостные крестьяне из деревень Малышевской и Бурлинской  слобод. Заселение шло по ранее запланированным местам, отмеченным на карте топографами, удобным для проживания  и производства сельскохозяйственных продуктов. Однако, несмотря на строгости со стороны горного начальства, самовольное поселение не исключалось, но учитывалось во время очередной переписи. 

2 ВЕДУЩИЙ:

  Наша Панкрушиха была основана в 1759 году. На слиянии двух речек- Панкрушихи и Бурлы – переселенцы из Малышевской слободы основали деревню Панкрушихинскую. Под таким названием она была записана при проведении 3-й ревизии в 1763 году. На время переписи приписных крестьян в деревне проживало 35 душ мужского пола.

1ВЕДУЩИЙ:

 Первыми поселенцами были Вавило карманов с женой Прасковьей, крестьянкой Мельниковой из деревни Столбово Малышевской слободы, Фёдор Матвеевич Бородулин с Ириной Егоровной, крестьянкой Туневой из деревни Толмачёва, Василий Шкарабейников с женой Фёклой из Бердского острога, Захар Сидорович Тарасов, Гурьян Туманов, Ефим Панкратьев, Иван и Данила Миловановы. Позднее здесь появились Евдоким  Алексеевич и Кондратий Шипулины, Тимофей Елисеев, Алексей Шихалёв, Фёдор Брызгалов, Ощепковы, Боровиковы.

2 ВЕДУЩИЙ:

  Наш знаменитый земляк В.М. Шукшин писал « Редко, кому завидую, а завидую моим далёким предкам — их упорству, силе огромной… Я бы сегодня не знал, куда деваться с такой силищей. Представляю, с каким трудом проделали они этот путь- с севера Руси, с Волги, с Дона на Алтай. Я только представляю, а они его прошли. И если бы не наша теперь осторожность насчёт красивостей, я бы позволил себе сказать, что склоняюсь перед их памятью, благодарю их самим дорогим словом, какое только удалось сберечь у сердца: они обрели – себе и нам, и после нас – прекрасную родину. Красота и ясность её поднебесная — редкая на земле…».

1ВЕДУЩИЙ:

  Существует несколько легенд об основании и названии нашего села, но достоверно известно, что первые жители поселились в районе Бурпана, т.е. в районе, где река Паньшиха впадает в Бурлу, на левом берегу. Вся территория, на которой сейчас расположена Панкрушиха была занята лесом и болотом. В районе Бурпана была возвышенность, которая не заливалась весенними водами. Первые поселенцы облюбовали это место ещё и потому, что в реках водилась рыба, а в лесу много было дичи, грибов, ягод.

2 ВЕДУЩИЙ:

Село обыкновенное,

Сибирское село,

Основано предками

Давным- давно.

Стоит у кромки бора,

Вокруг степной простор.

Берёзки белоствольные

Ведут свой разговор.

  Люди из леса строили себе жилища — крестьянские избы.

  И сегодня мы вас, пригласили уважаемые гости, в такую избу, в которой жили наши предки.

ХОЗЯЮШКА:

— Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

— Веселия вам и радости! Давно, мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!  

— У нас для каждого найдётся словечко!

— Пригласили мы вас для забавушек на всякий вкус: кому- правду, кому – сказку, кому- песенку.

— Что ж, сядем рядком, да поговорим ладком.

— А ведь поговорить есть о чём. Каждый из вас стремиться познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого: с вашего дома, вашей улицы, вашего села. Вам, прежде всего, открывается большой и светлый мир, который называется Родиной. Чтобы по- настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только её настоящее, но и прошлое.

— Кто она такая- моя малая Родина? Сколько ей лет. Как жила она прежде, обувалась, одевалась, бедовала и радовалась? Что ела, что строила, и какие песни складывала и пела. 

— У вас богатая фантазия и светлая голова. Давайте мы с вами совершим экскурсию по крестьянской избе, перенесёмся во времена наших прабабушек и прадедушек.

Звучит музыка.

 1ВЕДУЩИЙ:

  Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в крестьянской избе — и снова работа, кто прядёт, кто мастерит из дерева, кто ткёт.

— Долог зимний вечер. Горит, потрескивает лучина, тени бегают по стене, разливается тепло русской печки:

Стоит в углу Арина,

Долгий рот разиня.

Пасть открывает,

Что дают — глотает.

Зимой она ест и фырчит

А летом – голодная спит.

/печь/.

— В народе говорили: « Печь – нам мать родная». Она согревала, пекла хлеб, варила, изгоняла хворь, была вместо бани. А какие вкусные щи и каши из русской печи.

ХОЗЯЮШКА:

  Обратите внимание, еда готовилась в чугунках и глиняных горшках. Горшки- прямые предшественники современной кастрюли, супницы. В горшках варили, кипятили воду, тушили мясо, рыбу, запекали разнообразные продукты, хранили крупы, муку, масло. Размеры и вместимость горшков были самые разные — от огромной многоведёрной корчаги до маленького горшочка. Главным достоинством   керамического горшка считалось прочность. И надо сказать, что русские мастера всегда были на высоте.

  В нашем районе такую посуду делал мастер- гончар Селиванов Фёдор Иванович. Семья Селивановых приехала из Тамбовской губернии в село Прыганку, Крутихинского района. Федор, будучи небольшим мальчиком, пошёл работать по найму к местному гончару. За несколько лет ученичества он выучился секрету гончарного ремесла. У старого мастера – гончара ученик научился делать гончарный горн- печь для обжига. Прожив несколько лет в Прыганке, семья Селивановых переезжает в Подойниково. Основа основ гончарного дела — глина. Фёдор с братом нашли нужную глину за селом по дороге в Конёво. Сложили печь для обжига. И начали работать. Делали горшки,

кринки, корчаги, игрушки для детей. Особенно, любили деревенские ребятишки птички- свистульки, они были похожи друг на друга, но свистели неодинаково. Любили дети бывать у мастера- гончара, он был ещё и добрым человеком. Много знал, рассказывал интересные истории детям.

  Готовые изделия Фёдор Иванович продавал дома и выезжал на ярмарки. Слава о мастере была известна не только в нашем районе, но и за его пределами.

2 ВЕДУЩИЙ:

— А какие посиделки в деревенской избе без задорной частушки?

  Частушечный диалог мог происходить между подругами, соперницами или между парнем и девушкой. Всё, что люди боятся высказать прямо, легко и естественно поётся в частушке.

ХОЗЯЮШКА:

Как у нас во дворе

Квакали лягушки

А я с печки босиком

Думала — подружки.

 

По деревне я бежала

Иванушку видела-

Под кустом сидел и плакал-

Курица обидела.

 

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулась назад-

Сапоги мои стоят.

 

Сидит ёжик на берёзе

Белая рубашечка

На голове — сапожок,

На ноге — фуражечка.

1 ВЕДУЩИЙ:

  Обратите внимание, в нашей крестьянской избе есть самый известный и в прошлом и в настоящем атрибут русского чайного стола.

Стоит толстячок,

Подбоченившись бочок,

Шипит, кипит,

Всем чай пить велит.

 Конечно же, это самовар.

ХОЗЯЮШКА:

  Чаепитие из самовара было непременным условием в крестьянской избе. За самоваром семьёй собирались гостей привечали, молодых сватали. Чай пили весело, шумно, с прихлёбом по 10-12 чашек за один присест.

  Привезли самовары к нам в Панкрушиху — первопоселенцы. Здесь в Панкрушихе самовары не изготовляли. Своё победное шествие они начали с Тулы. Именно, здесь в 1778  слесарь  Лисицын открыл первую в стране самоварную мастерскую. Какие только самовары не делали: большие — на несколько вёдер, а маленькие- 1-2 стакана.

  И у нас в нашей избе они всякие- пузатые, крутобокие. Блестящий, пышащий, он вносил в чаепитие праздничность, располагал к неспешной застольной беседе. Для чаёвника они были вещью просто необходимой: не надо топить печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько минут, вода в нём долго оставалась горячей.

  Хорошо распаривалась заварка в чайнике, установленном на самоваре. Чай заваривали травами. Обязательным атрибутом самовара был также поднос. Непременно лакированные, с цветной росписью, российские подносы имели самые разные размеры и форму.

2 ВЕДУЩИЙ:

— Что-то вы заскучали гости дорогие. Давайте с вами позагадываем  загадки друг — другу,

да посмотрим на самого умного да смекалистого. На посиделках в русской избе старались загадать неизвестную загадку. Как ни трудна загадка, а всегда находились самые сообразительные.

 

Дедушка старый — весь белый,

Лето придёт — не глядят на него

Зима настанет- обнимет его.

(Печь).

Кто в избе рогами.

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт.

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт.

(Ухват).

Чёрный конь

Прыгает в огонь.

Сколько не мучь

Ни кипяти, а белее

Не сделаешь.

Что на сковородку наливают.

Да вчетверо сгибают.

(Блины).

 

Черна, мала крошка

Соберут немножко,

В воде поварят.

Ребята съедят.

(Каша).

1 ВЕДУЩИЙ:

  — Обратите внимание, уважаемые гости, как убрана наша деревенская изба.

  Вышивка присутствует на изделиях наших прабабушек. Здесь вы видите полотенца, шторы, скатерти, изготовленные руками женщин нашего села.

  Именно, в вышивке в наибольшей степени отразилась фантазия и самобытность мастериц. Каждая вышивка имела своё особое назначение, а этому должен был соответствовать определённый шов и узор. Вышивка в семьях первопоселенцев чаще всего оставалась домашним занятием, а мастерицы из бедных семей занимались вышиванием как приработком, выполняя заказы, и платили им по копейке «с иглы»,т.е. с одного ряда шитья иглой. Вышивка встречалась на женских и мужских рубахах, сарафанах, передниках, выполняя  роль оберега.

ХОЗЯЮШКА:

  Наиболее полно вышивка представлена на полотенцах, которые были не только утилитарной, но и ритуальной принадлежностью быта. По словам старожилов нашего села, роль полотенцев в старину была особенно многозначной, ими украшали красный угол избы, стены, иконы, зеркала, десятки полотенцев имели обрядовое  значение: «… пёстрые, расшитые причудливыми узорами рушники. Опускаясь по стенам от потолка до лавок, они придавали избе нарядный хозяйственный вид».

  Мы не задумываемся над тем, что полотенце сопровождало наших предков от самого рождения; младенца принимала повитуха на приготовленное ритуальное полотенце, главным подарком в день великого события- женитьбы — это тоже полотенце. И в могилу нас опускают по русскому обычаю — на полотенцах.

2 ВЕДУЩИЙ:

—  Желанным гостем на посиделках в крестьянской избе была, конечно же, русская песня. Пели красиво, мелодично, на несколько голосов.

  Гармонист — был первым парнем на деревне. Гармонь, балалайка были любимыми, русскими и народными инструментами на посиделках.

  Исполняется русская народная песня.

1 ВЕДУЩИЙ:

— А сейчас на наших посиделках проведём настоящее состязание — по скороговоркам. Для скороговорок важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя — чистоговорка.

— Слушайте, запоминайте, да складно, быстро повторяйте.

Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

 

Ткачи ткали ткани

На платье Тани.

 

Дали Клаше каши с простоквашей,

Ела Клаша кашу с простоквашей.

 

На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве дрова.

 

Маленькая болтунья молоко болтала,

Болтала да не выболтала.

 —  Как богат и красив народный язык! Так и пестрит речь побасёнками, пословицами и поговорками. В них народная мудрость, свод правил жизни. Вот только послушайте.

— Вертится, как сорока на колу.

— Говорит — рублём одарит.

— Мал золотник да дорог.

— Один с сошкой — семеро с ложкой.

— Сделай дело — гуляй смело.

— Труд человека кормит — а лень портит.

2 ВЕДУЩИЙ:

— А какие посиделки без игр. «Варим кашу».

Дружно кашу мы варили (дети изображают, как берут горшок и ставят его в печь).

В миску воду мы налили (показывают, как наливают воду).

После гречку мы помыли (трут воображаемое зерно в ладонях, высыпают его, несколько раз сжимая и разжимая кулаки).

Сахар с маслом в неё клали, ложкой кашу мы мешали (изображают, как помешивают кашу).

Или лепим колобок:

Воду мы в муку нальём (наливают воду в миску).

И яичко разобьём (бьют яйцо).

Месим, месим тесто ( месим тесто руками: сначала поочерёдно каждой рукой, затем- сразу двумя).

Месим, месим вместе!

Тесто пышное, дружок (показывают, разводя руками).

Быстро слепим колобок! (Катается колобок между ладонями).

1 ВЕДУЩИЙ:

А ещё они славились хлебосольством. Слово это произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу и нашим предкам, которые основали наше село. С ним связаны лучшие обряды и поверья, пословицы и поговорки, легенды, сказки.

О хлебе.

  Главное богатство нашего района. Это наш с вами хлеб. Зрелый колос легко отдаёт своё богатство: чуть тронь его пальцем — и на ладонь легли зёрна. В каждом жизнь. Своя и наша. Как необходимы они нам! Необходимы, чтобы жить.

  Зерно на ладони — малая частица жизни. А если позволим себе это сравнение — лежит оно на ладони необъятной пашни Алтайской земли.

  И вот сюда, в поисках земли и хлеба ехали переселенцы. Обустраивались, получали надел земли и…

Работали под небом

С утра и до зари,

Чтоб было вдоволь хлеба

Для всей большой земли.

2ВЕДУЩИЙ:

  А хлеб – это самый верный спутник человека. И в годину бедствий, и в изобильную пору хлеб надёжно связывает прошлое, настоящее и будущее: и тут он незаменим.

  Хлеба наши Панкрушихинские пахнут степными ветрами. В них бодрость рос и зной хмельной. В них радость песни. Земная сила в них колобродит. Земная кровь в их тонких стеблях. И сытость переполняет. Хлеба наши пахнут грибными дождями, и солнцем палящим, и жаркой работой.

  И трудятся на полях обыкновенные, простые люди. Это им должны сказать огромное спасибо. И хочется нам сказать: люди, присматривайтесь внимательно к этому сильному и многострадальному человеку земли! Он стоит у истоков рождения моего хлеба, нашего с вами « хлеба насущного». Присматривайтесь люди к пахарю земли: поймёте его извечную тревогу, бессонную боль и радость. Посмотрите ему в глаза. Вот он стоит в поле, как и стоял 100-200-300 лет назад, умеющий любить землю и чувствующий величайшую ответственность за неё. Он несёт нам хлеб через века, через войны, разруху и голод, через снега и ливни, через засуху. Несёт хлеб, мужицкий хлеб. Хлеб- чёрный и белый.

1ВЕДУЩИЙ:

  Хлеб и соль сопровождали все радостные и горестные события, которые происходили в жизни простой крестьянской семьи. Опыт наших предков делает нас богаче и красивее.

—   Ну как, понравилось играть в старинные игры. В них играли наши прабабушки и прадедушки.

— Сегодня мы заглянули в далёкое прошлое нашей Панкрушихи и её первых жителей, увидели, как они жили, наряжали свой дом, рукодельничали. Как, поистине, они были талантливы. 

Всем спасибо за вниманье,

За задор, весёлый смех,

За огонь соревнованья,

Созидающий успех.

Вот настал момент прощанья

Будет краткой моя речь:

Говорю я: « До свиданья,

До счастливых, новых встреч».

И как в добрых сказках приглашаем вас отведать пироги из русской печи.

— Вам сказка — нам бубликов связка.

— Вам    сказки — нам пироги да сласти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответить